Третий год подряд в Калининградской области реализуется проект по дополнительному обучению русскому языку детей мигрантов. В этом году его участниками стали школьники младших и средних классов Гурьевского муниципального округа. О том, каких результатов удалось добиться, рассказал руководитель проекта, секретарь Совета отцов при губернаторе Калининградской области Карен Суджян.
— Наш проект реализуется при грантовой поддержке правительства Калининградской области. Для того, чтобы эффективно работать с детьми мигрантами, для которых русский язык не является родным, учителя должны знать методику преподавания русского языка как иностранного (РКИ). Именно с курса лекций по методике РКИ началась наша работ в этом году, – рассказывает Карен Суджян. – Психолого-педагогические аспекты преподавания РКИ, лингвистические и этнокультурные особенности языков учащихся-мигрантов, различные инструменты для работы – эти и многие другие важные темы были изучены и позволяли педагогам уверенно начинать учебный год в проекте.
Специально для учителей проекта была сформирована электронная библиотека, которая содержала более 40 учебно-методических комплексов для разного возраста и уровня владения русским языком, почти 80 рабочих листов итетрадей, материалы для лингвистических игр на уроках. Библиотека постоянно пополнялась и пользовалась большим спросом не только у педагогов проекта, но и у его друзей – коллег из других регионов.
Для родителей детей мигрантов был создан чат в мессенджере для общения с методистом проекта. Учитывая, что некоторые из них не умеют читать и писать на русском языке, было предложено общаться голосовыми сообщениями. Также в помощь родителям были созданы буклеты с психолого-педагогическими рекомендациями по изучению русского языка в домашних условиях.
– Наша работа была полностью прозрачной, для этого мы создали открытое сообщество проекта в социальной сети, которое в полной мере отражало все события – фотографии с уроков, школьных мероприятий, в которых участвовали наши дети, объявления, розыгрыши с призами для учителей, мотивирующие их к более глубокому изучению методики преподавания русского языка как иностранного. Сообщество помогло объединить на одной площадке всех заинтересованных людей, наладить новые контакты, обмениваться опытом, наблюдать за успехами детей, – делится руководитель проекта.
Сформированные группы детей мигрантов дополнительно занимались русским языком в своих школах. В начале проекта был проведен срез знаний, который показал неудовлетворительное владение русским языком. По мнению учителей, столь низкий уровень обусловлен тем, что в семьях говорят на родном языке, а не на русском. Кроме того, родители признались, что не имеют возможности помогать детям с выполнением домашних заданий.
По словам Карена Суджяна, все поставленные в проекте задачи удалось реализовать в полной мере – у детей улучшились знания по русскому языку, что повлекло за собой успехи в изучении других школьных предметов.
При анкетировании родителей выяснилось, что бесплатные дополнительные уроки в рамках проекта Карена Суджяна — единственная возможность для детей мигрантов получать квалифицированную помощь в изучении русского языка.
Для учителей проекта была организована возможность участия на конференциях и вебинарах в сфере РКИ, организованных ведущими вузами России – Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина и Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена (РГПУ).
– С Институтом РКИ, входящим в состав РГПУ мы договорились сотрудничать. В старейшем педагогическом вузе страны изучили наш проект и дали ему высокую оценку. Сейчас мы прорабатываем направления сотрудничества отдельно с каждой кафедрой института, – делится Карен Суджян.
Команда проекта совместно с партнерами работали слаженно и с большим интересом. В настоящий момент они рассчитывают на победу в очередном гранте, который позволит лучше знать русский язык и культуру еще большему количеству детей, приехавших с родителями в Калининградскую область.
– Дети мигрантов не виноваты в том, что их родители сменили место жительства и не сумели предпринять меры для их лучшей языковой адаптации. Так или иначе они становятся учащимися школ с русским языком обучения. Без хорошего владения русским они чувствуют себя неполноценными в обществе, что вызывает озлобление, порождает конфликтную среду, подталкивает к этническим объединениям деструктивного характера, а еще лишает их шансов на хорошее образование и лучшую жизнь, – резюмирует Карен Суджян.