Методичка РКИ

Как на уроках РКИ изучаются предлоги?

Каждый предлог закреплен за тем или иным падежом и, следовательно, за окончаниями.

предлоги на уроках РКИ
Предлоги на уроках РКИ

Опыт показывает, что кроме изучения значения падежей есть необходимость изучать семантику предлогов.

Основные значения предлогов представлены в следующей классификации:

  • пространственные: в столе, на работу, к станции, из-за двери, по-над берегом, до города, перед домом, вокруг здания, через улицу, поверх дерева, кругом дома и др.;
    • временные: до вечера, через день, накануне праздника, перед рассветом, около месяца, за час, после обеда, от восьмого августа, год спустя, на заре и др.;
    • причинные (каузальные): от радости, со зла, из-за дождя, ввиду необходимости, по  болезни, из любопытства и др.;
    • целевые: в шутку, к экзаменам, ради прогулки, за книгой, для детей и др.;
    • объектные (указывают на содержание, объект мысли и т.д.): о детях, про эту книгу, по сыну, за больным и др.;
    • облативные – отношения лишения, удаления, противопоставления: сквозь слезы, без труда, кроме него, против течения, вопреки желанию, вместо письма, с трудом и др.;
    • сопоставительные (сравнения): наподобие дворца, с арбуз, в пять метров, вроде метеора и др.;
    • сопроводительные (комитативные): с друзьями, при президенте. (Современный русский язык: словарь-справочник / под ред. Л.Л. Касаткина, Е. В. Клобукова, П. А. Леканта).

Таким образом, предлоги имеют собственную семантику, которая, однако, выражается в сочетании с другими частями речи.

В курсе РКИ значения падежей и предлогов изучаются постепенно, сначала в каком-то одном из значений, в рамках контекста, учитывая определенную ситуацию общения.