

Русские глаголы, и особенно приставочные глаголы, представляют большую трудность для иностранцев. Сложность видовых различий глаголов, большое количество глагольных приставок, вопросы сочетаемости, вариативность грамматических конструкций – всё это затрудняет свободное употребление приставочных глаголов в речи иностранцев. Для развития навыков использования глаголов в речевой практике необходима чёткая система подачи глагольных приставок и возможно большее количество упражнений с ними.
Глаголы движения делятся на 2 группы.
Глаголы первой группы обозначают движение, которое происходит в один момент или в определённом направлении. Это глаголы однонаправленного движения.
Глаголы второй группы обозначают движение, которое происходит много раз или в различных направлениях. Это глаголы разнонаправленного движения.
1 группа/2 группа
идти/ ходить
ехать/ ездить
бежать/ бегать
плыть/ плавать
лететь/ летать
брести/ бродить
ползти/ ползать
лезть /лазить
нести /носить
вести /водить
везти /возить
тащить /таскать
катить/ катать
гнать /гонять
Все эти глаголы несовершенного вида (НСВ).
При присоединении префиксов глаголы меняют лексическое значение и противопоставляются по видам.
Если приставки присоединяются к глаголам определённого,
однонаправленного движения, то эти глаголы становятся глаголами
совершенного вида (СВ): идти – войти, уйти.
Глаголы неопределённого, разнонаправленного движения с приставками
остаются глаголами несовершенного вида (НСВ): ходить – входить,
уходить.
При помощи приставок образуются видовые пары глаголов. Например:
войти – входить, зайти – заходить, перейти – переходить.
Дальше мы рассмотрим теорию и практику в преподавании глаголов движения с приставками, а также другие материалы из педагогического опыта РКИ, связанные с этой объемной темой .
- Глаголы движения с приставкой в- имеют значение движения внутрь:
СВ НСВ
Войти – входить куда? в + В.п.; на + В.п. в комнату, на стадион
к кому? + Д.п. к директору
Вбежать – вбегать в зал
Въехать – въезжать в лес, в гараж
Влететь – влетать в облака, в окно
Вползти – вползать в дом
Влезть – влезать в окно
Вплыть – вплывать в гавань, в порт
Втащить – втаскивать что? кого? В.п. + куда? пианино в зал
Внести – вносить к кому? к + Д.п. чемодан в лифт
Ввезти – ввозить товары в страну
2. Глаголы въехать, влезть, внести, втащить имеют значение движения
вверх:
СВ НСВ
Въехать – въезжать куда? на + В.п. на гору
Влезть – влезать на дерево
Внести – вносить что? В.п. + куда? в, на + В.п. вещи на третий этаж
Упражнение 1. Прочитайте предложения, найдите глаголы движения с
приставкой в- (во-) и определите значение и вид.
1. Мы вошли в гостиницу и поднялись на пятый этаж. 2. Пароход
медленно вплывал в гавань. 3. Мы въехали в Рим поздним вечером. 4. Мы
влезли на ограду Николаевского сквера, тоже кричали ура и бросали в воздух
фуражки. 5. Через десять минут въехал он во двор. 6. Когда я вернулся, то,
прежде чем войти в класс, я заглянул в него через верхнее стекло двери.
7.«Входите! Открыто!» – крикнул мужской голос. 8. Она не входила – она
влетала, как тонкая сверкающая птица, в белом платье из лёгкого шёлка.
9.Войдя туда, куда его пригласили, буфетчик даже про дело своё позабыл.
10.Когда мы въехали в пустынный парк за городом, Лиза Яворская сказала,
что здесь любил гулять Пушкин. 11. Преподаватель латинского языка Субоч
вошёл в класс, опустился на стул, снял пенсне и долго сидел, глядя в окно. 12.
Мы влезали на сосны, чтобы осмотреться. 13. Дверь распахнулась. Тётя
Маруся схватила меня за рукав, втащила в столовую и заставила выпить
полстакана красного вина. 14. Слуга внёс чемоданы в номер. 15. Дверь
отворилась, и вошла Лиза. 16. Она была так занята, что не слышала, как он
вошёл. 17.Алексей открыл дверь своей квартиры, ввёл Катю в комнату.

Упражнение 2. Запомните употребление предлогов в и на в ответе на вопрос
куда?
В /НА
в коридор на улицу
в дом на балкон
в квартиру на второй этаж
в комнату на площадь
в здание на крышу
в гараж на почту
в общежитие на лестницу
в гостиницу на станцию
в отель на проспект
в гости на остановку
в город на стадион
в деревню на пляж
в страну на берег моря (реки)
в область на вокзал
в район на дерево
в штат на вершину
в провинцию
в префектуру
в центр на окраину города
в Азию на родину
в Африку на восток
в Европу на север
в Америку на юг
в Москву на запад
в Париж на Волгу
во Францию на Кавказ
в Россию на Урал
в Китай на Кубу
в Японию на Кипр
в Сибирь
в Крым
в университет на лекцию
в аспирантуру на занятия
в магистратуру на урок
в лицей на первый курс
в колледж на физический факультет
в школу, в пятый класс на кафедру
в институт на практику
в деканат
в аудиторию
в библиотеку
в армию на службу
на дежурство
в больницу на фабрику
в госпиталь на завод
в аптеку на работу
в поликлинику на ферму
в санаторий на курорт
в офис
в банк
в ресторан на рынок (на базар)
в кафе на ярмарку
в бар на обед
в столовую на ужин
в буфет
в магазин
в киоск
в командировку на конференцию
в министерство на конгресс
в парламент на митинг
в посольство на совещание
в консульство на собрание
в тюрьму на демонстрацию
в милицию
в полицию
в суд
в театр на спектакль
в кино на оперу
в цирк на премьеру
в зоопарк на балет
в кинотеатр на дискотеку
в филармонию на вечеринку
в консерваторию
в музей на выставку
на экскурсию
на свадьбу
на день рождения
на свидание
в лес
в парк
в порт
в аэропорт
в гавань
в бассейн
в космос
Упражнение 3. Закончите предложения, используя предлоги в или на.
О б р а з е ц: Я вошёл … – Я вошёл в комнату и включил свет.
1. Он медленно вошёл … . 2. Мальчик вбежал … . 3. Наша машина въехала
… . 4. Пароход вплыл … . 5. Я постучал в дверь и услышал: … . 6. Он уехал
жить … 7. Моя сестра хочет поехать … . 8. Воробей влетел … . 9. Медведь влез
… . 10. Кто-то вошёл … . 11. Внесите, пожалуйста, мои вещи … . 12. Ему
надоело жить в городе, и он уехал … . 13. Моя мечта – поехать … . 14. После
университета я хочу поступить … .
Упражнение 4. Запомните формы прошедшего времени глаголов. Составьте
по 2 предложения с каждым глаголом.
Войти – вошёл – вошла – вошло – вошли.
Влезть – влез – влезла – влезло – влезли.
Внести – внёс – внесла – внесло – внесли.
Ввезти – ввёз – ввезла – ввезло – ввезли.
Ввести – ввёл – ввела – ввело – ввели.
Упражнение 5. Вставьте нужные глаголы с приставкой в- (во-).
О б р а з е ц: Она … все вещи в комнату — Она внесла все вещи в комнату.
1. Мать … больного ребенка в кабинет врача. 2. Вдруг какая-то птица … в
открытое окно. 3. Мы заблудились в лесу, и, чтобы найти дорогу, я … на
старую сосну. 4. Никто не видел, как змея … в дом. 5. Рано утром машина … в
Москву. 6. Я опаздывал и поэтому … в аудиторию. 7. Когда я … в здание музея,
там было пусто. 8. Дверь открылась, и в комнату … высокий темноволосый
человек. 9. Отец был так увлечён чтением, что не слышал, как я … в его
кабинет. 10. Велосипедист с трудом … на высокую гору. 11. Вы видели,
как белая машина … в гараж? 12. Когда мы … в лес, было раннее утро. 13. Он
всегда … в аудиторию первым. 14. Рабочие с большим трудом … пианино на
чётвертый этаж. 15. Я смотрю в окно и вижу, как машина отца медленно … во
двор.
II. Направление движения внутрь имеют некоторые другие глаголы с
приставкой в-.
СВ НСВ
Вложить – вкладывать что? + куда? В.п. + в + В.п. фотографию в
конверт
Вставить – вставлять В.п. + в + В.п. стекло, портрет в
рамку
Вбить – вбивать гвоздь в
стену
Вмешаться – вмешиваться во что? В + В.п. в разговор, в
спор
Упражнение 6. Запомните формы повелительного наклонения. Составьте
предложения с этими глаголами.
СВ Вбить – вбей, вбейте
Включить – включи, включите
Вставить – вставь, вставьте
Вложить – вложи, вложите
Внести – внеси, внесите
Войти – войди, войдите
Вмешиваться – не вмешивайся, не вмешивайтесь
Упражнение 7. Составьте предложения с данными словосочетаниями.
Въехать в новую квартиру. Включить телевизор. Вставить портрет в
раму. Вмешиваться в чужой разговор. Вступить в организацию (в союз).
III. Глаголы слушать, смотреть, глядеть, читать, думать и другие с
приставкой в- и частицей ся- имеют значение углубление в действие или
состояние.
СВ НСВ
Вдуматься – вдумываться (во что?) в + В.п. в слова, в предложение
Вслушаться – вслушиваться в мелодию, в песню
Всмотреться – всматриваться вдаль, в картину
Вглядеться – вглядываться в темноту, в лицо
Вчитаться – вчитываться в текст, в статью
Упражнение 8. Составьте предложения со словосочетаниями.
О б р а з е ц: Вдуматься в слова – Вдумайся в мои слова, и ты поймёшь, что я
прав.
Вслушаться в песню. Вчитаться в текст. Всмотреться в даль моря.
Вглядеться в лицо. Вдуматься в смысл слов.
IV. Некоторые случаи употребления глаголов с приставкой в- в переносном
значении и во фразеологизмах:
Входить/войти (во что? + В.п.)
Войти в жизнь = получить признание, стать необходимым:
Этот обычай недавно вошёл в нашу жизнь.
Войти в историю = стать известным:
Это имя навсегда вошло в историю.
Войти в моду = стать модным:
Этот стиль недавно вошёл в моду.
Войти в положение = понять чьё-либо положение, состояние:
Войдите в моё положение, я сейчас так занят, что не могу сделать то, что
вы просите.
Вводить/ввести в заблуждение = обмануть:
Я не понял, случайно или специально он ввёл меня в заблуждение.
Вводить/ввести в курс дела = познакомить с чем-либо:
Декан ввёл новых студентов в курс дела.
Упражнение 9. Напишите 5 предложений с глаголами с приставкой в- в
переносном значении.
* * *
Муж говорит жене, которая учится водить машину:
– Наконец-то ты въехала правильно, но не в свой гараж.
* * *
В полиции звонит телефон.
– Помогите, помогите! – кричит кто-то по телефону.
– Сейчас приедем. А что случилось?
– В комнату вбежала кошка!!
– Простите, но из-за таких пустяков нельзя звонить в полицию! Кто вы?
– Как это кто? Попугай, конечно!
Упражнение 10. Прочитайте отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
Найдите глаголы движения с приставкой в- и объясните из значение.
В ворота гостиницы въехала довольно красивая небольшая бричка, в
какой ездят холостяки.
В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни
слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, но и не
слишком молод. Въезд его не произвёл в городе совершенного никакого
шума… .
Когда экипаж въехал во двор, господин был встречен слугою, который
выбежал с салфеткой в руке. Слуга повёл господина вверх по лестнице
показывать комнату.
Пока приезжий господин осматривал свою комнату, внесены были его
вещи. Чемодан внесли кучер Селифан и лакей Петрушка. Вслед за чемоданом
внесли небольшой ларчик (шкатулку) красного дерева…
***
Два владельца собак хвалятся:
– У меня собака подходит к двери, звонит, я её впускаю.
– А у меня не звонит… У неё есть свой ключ
Продолжение: тема «Приставка ВЫ-»
Источник: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ, ГОУВПО «Уральский государственный университет им. А.М. Горького», ИОНЦ «Русский язык», Филологический факультет, кафедра русского языка для иностранных учащихся.