История проекта

Грантовый проект по русскому языку: итоги 4 лет работы

Проанализировать результаты курса обучения детей на дополнительных занятиях по русскому языку за все годы реализации грантового проекта — первоочередная задача команды КРОО «Мой Калининград».

В 2024 году команда КРОО «Мой Калининград» в четвертый раз получила грантовую поддержку регионального правительства на проведение дополнительных занятий по русскому языку в общеобразовательных школах региона в 2024-2025 учебном году. Письмо поддержки с положительной оценкой проекта за предыдущие четыре года было передано в министерство по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области от регионального министерства образования.

— В этом году проект называется «Русский язык для всех», он, как и прежде, состоит из 20 дополнительных уроков по русскому языку. Занятия будут проводить с октября по май школьные учителя для детей, которым необходимо наверстывать пропущенное, непонятое, — рассказывает руководитель проекта, общественный деятель Калининградской области Карен Суджян. — При помощи грантовой поддержки в проекте примут участие 5 педагогов из двух муниципалитетов региона. Для детей дополнительные занятия бесплатные, а педагогам уроки будут оплачены. Вести занятия мы предлагаем по специально разработанной программе, в основе которой лежит методика РКИ — русского языка как иностранного. Это связано с тем, что костяк участников проекта будут составлять дети мигранты, для которых русский неродной. Языковой барьер мешает им успевать практически по всем предметам. Вместе с ними мы приглашаем в группы по дополнительному изучению русского языка всех школьников, кому это необходимо.

Для того, чтобы занятия были эффективными, команда проекта проанализировала результаты уроков за прошлые 4 года. Выяснилось, что детям — с родным и неродным русским языком не хватает лексического запаса. Одной из наиболее трудных для иностранных учащихся грамматических тем в русском языке стала категория рода. Так как это явление историческое и не может быть объяснено логически, его усвоение происходит постепенно с освоением новой лексики. Причем без усвоения рода невозможно продвижение в изучении русской грамматики. Требует усилий работа над произношением, интонированием речи, правильной постановкой ударения.

— Как показывает опыт работы, дети мигрантов, приезжающие в нашу страну на постоянное жительство и для которых русский язык является иностранным, попадая в русскую языковую среду, быстро осваивают достаточно широкий круг бытовой лексики (500 – 700 лексических единиц),
обрывки этикетных фраз и пытаются активно общаться. Основное затруднение для
них – это невозможность правильно грамматически оформить своё
высказывание. Но коммуникация при таком уровне владения языком становится в
какой-то степени возможной, особенно для той среды, где они вращаются (рынки,
торговые точки, места компактного проживания мигрантов).
Их речь с точки зрения русского языка представляет собой поток несвязных между
собой слов, так как в качестве грамматической базы дети используют строй
родного языка. При этом, многие из них считают, что они хорошо говорят
по-русски и не связывают свои неуспехи в изучении школьных предметов с
незнанием русского языка. Родители этих детей, которые или совсем не говорят
или говорят на таком же “русском языке”, поддерживают их в этом мнении. Сталкиваясь с данным контингентом, педагоги должны в первую очередь показать этим детям, что строй русского языка сильно отличается от их родного, что им необходимы специальные занятия, и что причина их неуспеваемости в школе кроется в незнании русского языка. Другими словами, они должны сформировать у них понятие речевой ошибки, психологически переориентировать их на сознательное отношение к изучению русского языка, создать мотивацию, — рассказывает методист проекта, преподаватель РКИ Татьяна Рязапова.

В новой программе акценты расставлены с учетом полученных результатов, а для того, чтобы уроки были развивающими и полезными для всех учащихся, материалами для упражнений и рабочих текстов выбраны правила безопасного поведения детей в школе, дома и на улице.