Все дети уникальны. У каждого свои увлечения, способности, сильные стороны и трудности. Сложно преподнести материал так, чтобы каждый в классе понял его с первого раза. Тем более, когда в группе обучающиеся с разным уровнем владения русским языком. Для того, чтобы уроки были эффективным для всех учащихся, методика грантового проекта «Русский язык для всех» предполагает дифференцированный подход. Что это значит и как реализуется, рассказывает методист проекта Татьяна Рязапова.
В основе дополнительных уроков по русскому языку в рамках проекта «Русский язык для всех» несколько принципов:
- увлекательная и доступная подача информации;
- в центре не учитель, а живой диалог учащихся с педагогом;
- отсутствие боязни у ребенка задать вопрос или ошибиться;
- преподавание с учетом личных особенностей каждого учащегося.
Дифференцированный подход в обучении и воспитании – это условное разделение детей на подгруппы, с учетом уровня подготовки и особенностей восприятия информации.
Обычно таких групп три. Для каждой из них готовится адаптированное преподавателем задание. Таким образом, создаются оптимальные условия для учебы, комфортный темп изучения информации и применения ее на практике каждым из присутствующих. Принцип можно применять при изучении любых дисциплин – начиная от математики, заканчивая русским и иностранными языками.
Дифференциация бывает внешней и внутренней. Внешняя – это создание постоянных коллективов, в которые объединены участники с определенными способностями или интересами. Например, профильные классы или специализированные школы.
Внутренняя дифференциация – деление детского коллектива внутри одного класса. В таком случае подгруппы бывают непостоянными. Дети могут переходить из одной в другую на основе очередного теста перед уроком или по другим контрольным результатам.
Основные этапы дифференцированного подхода
Посмотрим, как это может происходить на практике. Дифференцированный подход предполагает нескольких шагов:
- Определение уровня теоретической подготовки. Перед тем как подготовить урок, учитель анализирует результаты тестов по изученному материалу. Преподаватель готовит для детей упражнения разной сложности в зависимости от способностей и степени усвоения темы.
- Разделение на подгруппы. В каждой из них – школьники, похожие по уровню подготовки. Если у ребят возникли сложности по результатам теста, для их команды задача будет чуть проще, с повторением тех моментов, где были затруднения. Для тех, кто все схватывает быстро, можно подготовить более сложную задачу, чтобы они не скучали и двигались дальше.
- Самостоятельная работа. Практическая деятельность в группах проходит под контролем педагога. Он отмечает, если у ребят возникают сложности, и помогает. Здесь важно не дать ответ, как решить эту задачу, а еще раз проговорить алгоритм выполнения, чтобы дети смогли справиться самостоятельно.
- Обсуждение итогов. Когда группа заканчивает работу, учитель обсуждает с ними результаты, анализирует и помогает сделать выводы. Команды справляются в разное время, поэтому каждый получает внимание педагога. Время на уроке тратится эффективнее.
Фокус наблюдения учителя в определенный промежуток времени направлен на небольшую группу, а не на весь класс. Каждый человек из этой подгруппы получает возможность лично задать вопросы и получить комментарии. При этом ребенок не стесняется оказаться «под пристальным вниманием», ведь обсуждение происходит не тет-а-тет, а в команде. Он чувствует себя спокойнее и увереннее, чем при традиционной подаче материала и выборочном вызове к доске.
Варианты персонализации обучения
Идея дифференцировать обучение возникла уже давно. Однако на практике часто рассматривались две крайности:
- Одинаково для всех. Здесь исходят из того, что все нормотипичные дети способны усвоить материал на равных условиях за определенный период времени. Именно такую педагогику зачастую и вынуждены практиковать в обычной школе.
- Индивидуальная учеба. В этом случае работают отдельно с каждым ребенком. Персонификация программы на максимальном уровне, но организовать такое в рамках школы нереально. Здесь речь уже скорее о репетиторстве или семейном формате образования.
Дифференцированный подход с делением класса на малочисленные группы – та самая золотая середина, которую ищут родители.
Реализация дифференцированного подхода в обучении
Методика может применяться в разных ситуациях – на постоянной основе или тогда, когда есть потребность.
Примеры использования дифференцированного подхода:
- Отработка пропусков. В сезон ОРВИ часть учеников пропускает занятия и отстает от программы. Наверстывать пропущенное предстоит самостоятельно или на отдельных консультациях. Выходом может стать дифференциация. Таких одноклассников можно временно объединить в небольшую группу, чтобы на уроке в течение 7-10 минут повторить с ними пропущенный материал. Другие ученики в это время делают дополнительные задачки по пройденной теме.
- Изучение нового материала. Кто-то схватывает на лету, а другому нужно решить типовые задачи 3-4 раза, чтобы разобраться. Пока одна подгруппа, не спеша, повторяет материал, ребята из другой команды могут получить нетиповое упражнение или пример повышенной сложности. Главное, что в итоге все приходят к результату – успешному усвоению темы.
- Дифференцированная домашняя работа. При планировании «домашки» учитель может разрабатывать персональные задания для разных групп. В некоторых случаях — для каждого конкретного ребенка. Это возможность тем, кто не успевает – спокойно разобраться, а тем, кто сразу все понял – проявить себя и продвинуться по этой теме еще дальше.