Несколько веселых упражнений по русскому языку, которые подойдут для детей начальной школы. Задания развлекут ребят, а также помогут им лучше усвоить правила.
Проект «Русский язык для всех», реализуемый при поддержке правительства Калининградской области, в этом году расширил свои границы – заниматься в группах могут все без исключения дети, которым нужны дополнительные занятия. До этого проект охватывал лишь детей мигрантов, для которых русский язык не является родным и детей с ОВЗ. Также в этом году работают онлайн-группы «Школы по субботам».
На сайте проекта с одноименным названием «Русский язык для всех» можно найти много методических разработок, как для педагогов, так и для родителей, которые хотят помочь своим детям учить русский.
Приступаем к упражнениям!
Веселые слова (разделение слов по категориям)
Дети должны разделить список слов на категории, например: животные, предметы, действия.
Задание:
Разделите слова на 3 категории:
— Кошка, бегать, собака, читать, играть, книга, мышка, прыгать, ручка.
Ответ:
— *Животные*: кошка, собака, мышка.
— *Действия*: бегать, читать, играть, прыгать.
— *Предметы*: книга, ручка.
Предложение наоборот (упражнение на порядок слов)
Дети должны переставить слова в правильном порядке, чтобы получилось осмысленное предложение.
Задание:
Переставь слова, чтобы получилось предложение:
— «собака / маленькая / на / сидит / коврике.»
— «вкусно / и / апельсины / яблоки / пахнут.»
Ответ:
— «Маленькая собака сидит на коврике.»
— «Яблоки и апельсины пахнут вкусно.»
Слово-друг (синонимы)
Дети учат синонимы, играя в «слово-друзья». Привести примеры синонимов для слов.
Задание:
Придумай синонимы к этим словам:
— Большой
— Веселый
— Красивый
— Быстрый
Ответ:
— Большой — огромный.
— Веселый — радостный.
— Красивый — симпатичный.
— Быстрый — стремительный.
Запрещенные слова (антонимы)
Дети учат антонимы и стараются составить предложение, избегая определённого слова.
Задание:
Придумай антонимы и составь с ними предложения:
— Темный
— Горячий
— Трудный
— Высокий
Ответ:
— Антонимы: темный — светлый, горячий — холодный, трудный — легкий, высокий — низкий.
— Примеры предложений:
— В комнате стало светло.
— Лед был очень холодный.
— Это было очень легко.
— Мальчик растет и становится выше.
Сказочные приключения (упражнение на творчество)
Пусть дети создадут своё маленькое сказочное произведение, используя в нем слова, которые они только что выучили.
Задание:
Напишите короткое сказочное предложение, используя следующие слова:
— Волшебник, дракон, лес, смелый, путешествие.
Пример:
«Смелый волшебник отправился в лес, чтобы найти дракона и помочь ему в его путешествии.»
Слово на букву… (игра на внимание)
Дети должны назвать как можно больше слов, начинающихся с определённой буквы.
Задание:
Назови слова на букву «С»:
— Стол, солнце, синие, серебро, сад, собака.
Логические загадки (упражнение на внимание и размышление)
Дети разгадывают загадки, в которых используются правильные формы слов.
Задание:
— «Что за слово такое, из всех знакомых – одно: будто я – иду, а не стою.» (Ответ: «Иду»).
— «Я играю, бегаю, неустанно работаю, все видят и смеются — это я на весёлой луне!» (Ответ: «Смех»).
Составь слово (упражнение на внимание)
Из предложенных букв нужно составить слово.
Задание:
Из букв: т, о, к, р, а составь слово.
*Ответ:
Картон.
Смешные анекдоты с ошибками (упражнение на исправление ошибок)
Предложите детям несколько смешных предложений, в которых есть грамматические ошибки. Пусть они их исправят.
Задание:
— Мальчик читают книгу в парке.
— Она бегал в спортивной школе.
— Летят птицы в небе, но я их не вижу.
Ответ:
— Мальчик читает книгу в парке.
-Она бегала в спортивной школе.
— Летят птицы в небе, но я их не вижу.
Герои на словах (упражнение на составление предложений)
Дети выбирают одного из героев и создают предложения о нём, используя новые слова.
Задание:
Составь предложение с каждым из этих слов, о герое своего любимого мультфильма:
— Приятель, решительный, помогать, добрый.
Ответ:
«Мой приятель, решительный и добрый, всегда готов помочь».
Эти задания позволят детям учить русский язык в увлекательной форме, развивая креативность, внимание, память и, конечно же, языковые навыки.
Татьяна Рязапова, автор упражнений методист проекта «Русский язык для всех»