Копилка практик РКИ

Весело по-русски!

Несколько веселых упражнений по русскому языку, которые подойдут для детей начальной школы.  Задания развлекут ребят, а также помогут им лучше усвоить правила.

Проект «Русский язык для всех», реализуемый при поддержке правительства Калининградской области, в этом году расширил свои границы –  заниматься в группах могут все без исключения дети, которым нужны дополнительные занятия. До этого проект охватывал лишь детей мигрантов, для которых русский язык не является родным и детей с ОВЗ. Также в этом году работают онлайн-группы «Школы по субботам».

На сайте проекта с одноименным названием «Русский язык для всех» можно найти много методических разработок, как для педагогов, так и  для родителей, которые хотят помочь своим детям учить русский.

 Приступаем к упражнениям!

Веселые слова (разделение слов по категориям)

Дети должны разделить список слов на категории, например: животные, предметы, действия.

Задание:

Разделите слова на 3 категории:

— Кошка, бегать, собака, читать, играть, книга, мышка, прыгать, ручка.

Ответ:

— *Животные*: кошка, собака, мышка.

— *Действия*: бегать, читать, играть, прыгать.

— *Предметы*: книга, ручка.

Предложение наоборот (упражнение на порядок слов)

Дети должны переставить слова в правильном порядке, чтобы получилось осмысленное предложение.

Задание:

Переставь слова, чтобы получилось предложение:

— «собака / маленькая / на / сидит / коврике.»

— «вкусно / и / апельсины / яблоки / пахнут.»

Ответ:

— «Маленькая собака сидит на коврике.»

— «Яблоки и апельсины пахнут вкусно.»

Слово-друг (синонимы)

Дети учат синонимы, играя в «слово-друзья». Привести примеры синонимов для слов.

Задание:

Придумай синонимы к этим словам:

— Большой

— Веселый

— Красивый

— Быстрый

Ответ:

— Большой — огромный.

— Веселый — радостный.

— Красивый — симпатичный.

— Быстрый — стремительный.

Запрещенные слова (антонимы)

Дети учат антонимы и стараются составить предложение, избегая определённого слова.

Задание:

Придумай антонимы и составь с ними предложения:

— Темный

— Горячий

— Трудный

— Высокий

Ответ:

— Антонимы: темный — светлый, горячий — холодный, трудный — легкий, высокий — низкий.

— Примеры предложений:

   — В комнате стало светло.

   — Лед был очень холодный.

   — Это было очень легко.

   — Мальчик растет и становится выше.

Сказочные приключения (упражнение на творчество)

Пусть дети создадут своё маленькое сказочное произведение, используя в нем слова, которые они только что выучили.

Задание:

Напишите короткое сказочное предложение, используя следующие слова:

— Волшебник, дракон, лес, смелый, путешествие.

Пример:

«Смелый волшебник отправился в лес, чтобы найти дракона и помочь ему в его путешествии.»

Слово на букву… (игра на внимание)

Дети должны назвать как можно больше слов, начинающихся с определённой буквы.

Задание:

Назови слова на букву «С»:

— Стол, солнце, синие, серебро, сад, собака.

Логические загадки (упражнение на внимание и размышление)

Дети разгадывают загадки, в которых используются правильные формы слов.

Задание:

— «Что за слово такое, из всех знакомых – одно: будто я – иду, а не стою.» (Ответ: «Иду»).

— «Я играю, бегаю, неустанно работаю, все видят и смеются — это я на весёлой луне!» (Ответ: «Смех»).

Составь слово (упражнение на внимание)

Из предложенных букв нужно составить слово.

Задание:

Из букв: т, о, к, р, а составь слово.

*Ответ:

Картон.

Смешные анекдоты с ошибками (упражнение на исправление ошибок)

Предложите детям несколько смешных предложений, в которых есть грамматические ошибки. Пусть они их исправят.

Задание:

— Мальчик читают книгу в парке.

— Она бегал в спортивной школе.

— Летят птицы в небе, но я их не вижу.

Ответ:

— Мальчик читает книгу в парке.

-Она бегала в спортивной школе.

— Летят птицы в небе, но я их не вижу.

Герои на словах (упражнение на составление предложений)

Дети выбирают одного из героев и создают предложения о нём, используя новые слова.

Задание:

Составь предложение с каждым из этих слов, о герое своего любимого мультфильма:

— Приятель, решительный, помогать, добрый.

Ответ:

«Мой приятель, решительный и добрый, всегда готов помочь».

Эти задания позволят детям учить русский язык в увлекательной форме, развивая креативность, внимание, память и, конечно же, языковые навыки.

Татьяна Рязапова, автор упражнений методист проекта «Русский язык для всех»