Копилка практик РКИ

Речь ребенка: как обогатить словарный запас с помощью игр и упражнений

Как помочь ребенку увеличить словарный запас и обогатить речь? Какие упражнения ему помогут? На эти вопросы отвечает методист проект «Русский язык для всех» Татьяна Рязапова.

Помощь в увеличении словарного запаса и обогащении речи — важная часть развития ребенка, особенно в начальной школе. Чем больше слов и выражений ребенок знает, тем легче ему будет выражать свои мысли, понимать окружающий мир и устанавливать контакт с другими людьми. Предлагаем вам несколько методов и упражнений, которые помогут ребенку расширить словарный запас и улучшить речь.

Чтение книг

Чтение — один из самых эффективных способов обогатить словарный запас. Когда ребенок читает книги, он встречает новые слова и выражения, которые не всегда используются в повседневной речи. Главное — выбирать книги, которые соответствуют возрасту ребенка и интересам.

Упражнение:

— Прочитайте вместе с ребенком книгу или отрывок из книги, обсудите новые слова и их значения. Попросите ребенка пересказать прочитанное, используя новые слова.

— Вместо простого объяснения значения слова предложите ребенку описать, что он понял, например: «Что ты представляешь, когда слышишь слово «необычный»? Опиши это».

Составление синонимов

Для того чтобы увеличить словарный запас, важно научить ребенка находить синонимы. Это не только помогает разнообразить речь, но и учит использовать разные формы выражений для одной и той же идеи.

Упражнение:

— Попросите ребенка придумать несколько синонимов к следующим словам: «красивый», «большой», «хороший», «быстрый», «умный». После этого попросите составить с этими словами короткие предложения. Например: «Загадочный, красивый, восхитительный пейзаж был перед нами» (вместо «красивый пейзаж»).

Игра «Что это за слово?»

Это упражнение помогает расширить кругозор ребенка и обогатить его речь новыми терминами. Он будет учиться ассоциировать слова с окружающими предметами и явлениями.

Упражнение:

— Попросите ребенка выбрать предмет в комнате или на улице, а затем объяснить, что это такое, не называя сам предмет, используя описательные выражения. Например: «Этот предмет используется для письма, он черного цвета и обычно лежит на столе». Ребенок должен угадать, что это ручка.

Тема для рассказа

Попросите ребенка выбрать тему, на которой он будет строить рассказ. В процессе работы над темой ребенок обязательно столкнется с необходимостью использовать новые слова и выражения, что способствует обогащению речи.

Упражнение:

— Например, выберите тему «Лето». Попросите ребенка составить рассказ, в котором он должен использовать слова, описывающие природу, время года, действия людей, эмоции. Во время работы подсказывайте, какие слова можно использовать для разнообразия.

Карточки с новыми словами

Создайте карточки с новыми словами, которые ребенок может выучить и применять в своей речи. Каждая карточка может содержать слово с картинкой и его определение или синонимы.

Упражнение:

— Используйте карточки для игр. Например, одна из игр — это «Карточки с загадками». Родители или учитель задают ребенку вопросы по карточкам, а он должен отгадать слово. Например, «Что это за предмет, с помощью которого можно вытирать доску?».

Описание картинок

Это упражнение помогает развивать не только словарный запас, но и способности к логическому мышлению и вниманию.

Упражнение:

— Покажите ребенку картинку с каким-либо изображением (например, природа, животные, люди в разных ситуациях). Попросите его описать, что на картинке, не ограничиваясь простыми словами. «Какую погоду ты видишь на картинке? Какое настроение у людей? Что они делают?»

Игра «Сказка на тему»*

Это упражнение помогает развивать творческое мышление и способствует обогащению речи через использование разнообразных слов.

Упражнение:

— Дайте ребенку задание придумать короткую сказку, но с ограничениями. Например, использовать в сказке 5 новых слов, которые выучил ребенок. Пусть он попробует составить целую историю, применяя их в разных ситуациях.

Использование метафор и сравнений

Детям важно научиться использовать метафоры и сравнения, чтобы их речь стала более образной и выразительной.

Упражнение:

— Попросите ребенка составить предложения с метафорами. Например: «Как я ярко выгляжу, как солнце!» или «Мой друг такой быстрый, как гепард». Объясните, что сравнение помогает передать ощущение, которое иначе трудно было бы выразить словами.

Работа с контекстом

Если ребенок встречает незнакомое слово, не давайте сразу его точное значение, пусть он сам попробует понять, что это за слово, исходя из контекста. Это развивает критическое мышление и помогает запомнить слово.

Упражнение:

— Прочитайте ребенку текст, в котором встречаются несколько новых слов. Попросите его догадаться, что эти слова могут означать. Например: «Она шагала по коридору с уверенным видом, как если бы весь мир принадлежал ей. Что значит «уверенный вид»?»

Разговоры о чувствах и эмоциях

Обогащение речи ребенка через обсуждение различных эмоций помогает развивать не только словарный запас, но и эмоциональный интеллект.

Упражнение:

— Поговорите с ребенком о разных эмоциях. Используйте слова не только «радость» или «гнев», но и более разнообразные, например: «восторг», «разочарование», «недовольство», «изумление». Попросите ребенка описать, как он себя чувствует, используя новые слова.

Расширение словарного запаса и обогащение речи — это процесс, который требует терпения и систематичности. С помощью разнообразных упражнений, игр и творческих заданий ребенок сможет значительно улучшить свою речь, научиться более точно выражать свои мысли и чувства. Важно, чтобы обучение было не только полезным, но и увлекательным, чтобы ребенок с удовольствием осваивал новые слова и использовал их в повседневной жизни.

О проекте

  • Проект «Русский язык для всех» реализуется в Калининградской области пятый год при поддержке регионального правительства.
  • Руководитель проекта – известный общественный деятель  Карен Суджян.
  • В рамках проекта создаются уникальные программы по дополнительному изучению русского языка как иностранного.
  • Группы детей формируются прямо в школах, поэтому занятия проходят в привычной для ребят обстановке под руководством педагогов из этих школ.

Целевой аудиторией проекта на протяжении четырех лет были дети мигранты, для которых русский язык неродной. В этом году на уроки проекта приглашаются все без исключения школьники, которым нужны дополнительные занятия по русскому. Наряду с этим, в онлайн-формате работает «Школа по субботам».