
Меня часто спрашивают, как я занимаюсь с детьми, которые не понимаю русского языка без языка посредника, то есть, не владея их родным языком. Задача, действительно, непростая, требующая терпения, креативности и грамотного подхода. Однако вполне посильная, если использовать правильные методики и ресурсы. Вот несколько рекомендаций, которые могут помочь в этом процессе.
Использование жестов и мимики
Когда учитель не знает родной язык ребенка, очень важно использовать жесты, мимику и другие невербальные способы общения. Эти элементы помогают ребенку понять, что от него требуется, даже если он не понимает слова.
Пример:
Если вы хотите сказать ребенку «открой книгу», можете показать жесты: руками раскрываете воображаемую книгу, а потом указываете на реальную книгу.
Простой и четкий язык
Используйте максимально простые и понятные фразы. Постепенно усложняйте язык, чтобы ребенок привыкал к русским словам и фразам.
Пример:
Начинайте с коротких фраз: «Меня зовут…», «Это мой друг», «Как тебя зовут?» и т.д. Затем переходите к более сложным конструкциям.
Использование визуальных материалов
Очень важно делать акцент на визуальном восприятии информации. Различные карточки с картинками, таблицы, схемы и иллюстрации помогут ребенку связывать слова с предметами или действиями.
Пример:
Карточки с изображениями предметов и соответствующими надписями: «стол», «книга», «яблоко» и т.д. По мере изучения ребенок будет ассоциировать слово с изображением.
Обучение через игру
Дети лучше усваивают информацию через игру. Используйте различные дидактические игры, которые будут помогать не только в изучении слов, но и в развитии других навыков.
Пример:
— Игры на внимание: показывать ребенку картинки с животными или предметами и называть их. Пусть ребенок повторяет, пока не запомнит.
— Игры с мячом: бросая мяч, называйте предметы или действия, связанные с мячом (например, «кидай», «поймай», «беги»).
Аудио и видео материалы на русском языке
Использование мультфильмов, песен, а также простых аудиозаписей на русском языке, которые ребенок может слушать, поможет улучшить восприятие языка. На видео могут быть показаны действия, связанные с произнесенными словами, что поможет ребенку лучше запомнить и понять их.
Пример:
Мультфильмы для детей на русском языке (например, «Котенок по имени Гав», «Барбоскины»), где часто используются простые фразы.
Использование перевода через технические средства
Если учитель не знает родного языка ребенка, можно использовать приложения для перевода. Например, Google Translate или другие мобильные приложения, которые могут помочь перевести отдельные фразы или слова с родного языка ребенка на русский.
Пример:
Если нужно объяснить слово, можно показать перевод с помощью телефона или планшета.
Работа с простыми фразами и выражениями
Важно, чтобы ребенок не сразу погружался в сложные тексты, а начинал с самых базовых выражений, которые можно использовать в повседневной жизни.
Пример:
Фразы для повседневного общения:
— Здравствуй, как дела?
— Меня зовут…
— Где туалет?
— Пожалуйста, спасибо.
Мнемонические методы (ассоциации)
С помощью ассоциаций можно запоминать новые слова. Например, для детей можно придумывать рифмованные или смешные истории, которые помогут понять смысл слова.
Пример:
Слово «дом» можно ассоциировать с картинкой дома и фразой «Дом — это место, где живем». При этом желательно использовать яркие и знакомые картинки для усиления ассоциации.
Интегрированное обучение
Это метод, при котором ребенок учит русский язык через другие занятия. Например, изучая математику, географию или окружающий мир, ребенок одновременно осваивает новые слова на русском языке.
Пример:
Во время занятия математикой можно сказать: «Два яблока», «Три стула» и т.д., чтобы ребенок закреплял лексику, изучая математические понятия.
Регулярная практика
Регулярные занятия — ключ к успеху. Даже если ребенок не понимает каждое слово, повторение поможет закрепить язык. Чем больше ребенок слышит русский язык в разных контекстах, тем легче ему будет понять и запомнить.
Постепенное введение грамматики
Когда ребенок начнет понимать базовый словарный запас, можно постепенно вводить простые грамматические структуры: отрицания (не), вопросы (что, где, кто), простые глаголы (делать, идти, играть).
Работа с носителями языка
Если есть возможность, позвольте ребенку общаться с носителями языка, хотя бы в рамках коротких диалогов. Это поможет ему быстрее привыкнуть к живому языку.
Для того чтобы помочь иностранному ребенку изучать русский язык, важно использовать разнообразные методы, ориентированные на визуальное восприятие, игру и повторение. Ключевым аспектом является создание комфортной атмосферы, где ребенок не боится делать ошибки и имеет возможность практиковать язык в разных контекстах.
Татьяна Рязапова, методист проекта «Русский язык для всех»
О ПРОЕКТЕ
- Проект «Русский язык для всех» реализуется в Калининградской области пятый год при поддержке регионального правительства.
- Руководитель проекта – известный общественный деятель Карен Суджян.
- В рамках проекта создаются уникальные программы по дополнительному изучению русского языка как иностранного.
- Группы детей формируются прямо в школах, поэтому занятия проходят в привычной для ребят обстановке под руководством педагогов из этих школ.
- Целевой аудиторией проекта на протяжении четырех лет были дети мигранты, для которых русский язык неродной. В этом году на уроки проекта приглашаются все без исключения школьники, которым нужны дополнительные занятия по русскому. Наряду с этим, в онлайн-формате работает «Школа по субботам».