История проекта

Уроки проекта в школе: какие темы оказались самыми сложными

Проект «Русский язык для всех», реализуемый при грантовой поддержке правительства Калининградской области, стал важным шагом в адаптации и обучении детей, для которых русский язык не является родным. В пяти школах региона ученики из семей мигрантов, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и те, кто отстает по предмету, получают уникальную возможность улучшить свои навыки через актуальные темы об окружающей среде. Несмотря на высокий интерес к программе, путь к успеху не обошелся без вызовов.

Цели и главные герои проекта
Основная задача проекта — помочь детям преодолеть языковой барьер и социализироваться через практико-ориентированные уроки. Целевая аудитория проекта:

  • Детей мигрантов, изучающих русский как иностранный (РКИ);
  • Школьников с ОВЗ, испытывающих трудности с устной и письменной речью;
  • Учеников, отстающих из-за пробелов в знаниях или социальных факторов.

Программа: русский язык через жизненные ситуации
Уроки построены на текстах, которые учат детей взаимодействовать с окружающим миром. Темы занятий включают, в частности, правила поведения в общественных местах — от транспорта до школьных коридоров; безопасность — от собственной кухни до дороги, которую приходится переходить на пути в школу, организацию режима дня для сохранения бодрости; алгоритмы действий в экстренных ситуациях (вызов врача, пожарных) и многие другие.

Такие тексты не только развивают языковые навыки, но и помогают адаптироваться к повседневной жизни.

Трудности и их преодоление
Однако обучение не обошлось без сложностей. Ученики, для которых русский — иностранный, столкнулись с проблемами в артикуляции звуков, отсутствующих в их родных языках. Например: твердые согласные («р» в слове «трамвай» для арабоговорящих детей); мягкие звуки («ть» в «день» для узбекских школьников); шипящие («щ», «ч») для выходцев из Средней Азии.

Учащиеся с речевыми нарушениями испытывали трудности с построением предложений и запоминанием правил. Например, согласование падежей («идти в магазин» vs «идти из магазина») требовало дополнительных упражнений.

Методика проекта плюс опыт и креатив педагогов
Преподаватели использовали комплексный подход, предложенный в программе курса, состоящего из 20 занятий:

  • Фонетические игры: скороговорки, логопедические упражнения и аудиодиктанты для отработки звуков;
  • Визуальные материалы: карточки с иллюстрациями для запоминания слов;
  • Ситуативные ролевые игры: моделирование диалогов в «магазине» или «поликлинике»;
  • Индивидуальные задания: для детей с ОВЗ — упрощенные тексты и пошаговые инструкции.

Татьяна Рязапова